Почему ПЗУ для автомобилей продаются в инструментальных магазинах?

Хотя зарядка автомобильных батарей не относится к сфере инструмента, зарядные и пуско - зарядные устройства в инструментальных магазинах чаще всего представлены. Это следствие единого производственного цикла, традиционно объединяющего сварочное и пуско-зарядное оборудование. Большинство производителей сварочного оборудования выпускают и зарядные и пуско-зарядные устройства, и от них эта продукция через тот же канал продаж попадает в инструментальные магазины. Где, кстати сказать, уже сформировался устойчивый круг постоянных покупателей. Особенно корпоративных.умуляторных батарей WET, EFB,AGM и режимы их зарядки.

Типы аккумуляторных батарей WET, EFB, AGM и режимы их зарядки

Пуско-зарядное устройство (сокращенно – ПЗУ) позволяет, как заряжать аккумуляторную батарею автомобиля, так и запускать автомобиль с разряженной батареей. И так понятно по названию, но ключевое слово здесь – «автомобиля». Потому что для неавтомобильных АКБ «автомобильные» ПЗУ чаще всего не подходят. Но об этом чуть позже. Сначала о тех, к которым подходят.

В автомобилях традиционно используются свинцовые батареи с кислотным электролитом. Прогресс внес в конструкцию батарей некоторое усовершенствование. Изначально это были батареи со свинцовыми пластинами, «свободно омываемыми» жидким электролитом. Их не только было легко «обслуживать», но даже продавались они в советское время часто сухими – перед установкой в них нужно было залить электролит и зарядить. Храниться «сухие» батареи могли почти бесконечно долго. Встречаются батареи по данной технологии и сейчас. Правда, сухих батарей я в продаже давно не видел, но технология та же. Это самые доступные по цене аккумуляторы. В международной классификации они имеют маркировку WET. Если у Вас импортная батарея, 99%, что такая маркировка присутствует на аккумуляторе. Даже на многих отечественных батареях теперь она встречается.

Позднее пластины стали «закутывать» в волоконные «одеяла». Такое новшество несколько увеличило стоимость батареи. Зато также увеличились и емкость, и срок службы. Такие батареи получили в международной классификации маркировку EFB.

Наконец, появились батареи типа AGM. В этих аккумуляторах кислота находится не свободно в объеме банки, а собрана в «подушку» из волокна. Если у такой батареи пробить стенку, электролит не потечет. Она может работать даже в положении на боку. Батареи типа AGM превосходят по способности к отдаче тока с единицы объема и по долговечности не только аналоги WET, но и EFB. По стоимости они их превосходят тоже. В смысле, не дешевле, а дороже, конечно. Но именно они в настоящее время доминируют на новых современных легковых автомобилях.

Все 3 указанные выше типы свинцовых батарей – и WET, и EFB, и АGM - с точки зрения зарядного устройства объединяет одно – традиционный цикл зарядки. Это означает, что для зарядки достаточно установить ток силой в 1/10 емкости батареи. Например, емкость батарей традиционных «Жигулей» типа «классики» или «девятки» - 55Ач. Значит, оптимальным током для зарядки будет значение 5,5А. По мере зарядки аккумулятора, его собственное напряжение будет повышаться, а сила тока от зарядного устройства пропорционально снижаться. Это нормальный цикл зарядки свинцовых батарей. Полностью заряженная батарея брать ток не будет. А если его в нее «насильно впихивать», увеличив напряжение на зарядном устройстве, закипит.

Строго говоря, регулируя силу тока на выходе зарядного устройства, мы на самом деле изменяем именно уровень напряжения. А сила тока, который потечет от зарядного устройства (или пуско-зарядного в режиме зарядки) будет зависеть от разницы в уровне напряжения источника (т.е. в нашем случае ПЗУ) и собственного напряжения батареи.

Реальное напряжение заряженной 12-вольтовой батареи на самом деле не 12, а 12,6В. А полное, т.е. если зарядить «до предела», - около 14,5В. Разряд батареи ниже 10,5В с высокой вероятностью указывает на ее частичную или полную утрату работоспособности (потерю емкости).

Типы аккумуляторных батарей GEL, NiCd и режимы их зарядки

Самым последним достижением технической мысли в мире аккумуляторов является гелевая батарея (маркировка GEL). В таких батареях электролит находится не в виде жидкости, и даже не в виде жидкости, «упакованной» в волоконные маты, а в виде геля. Гелевая технология еще более повышает способность батареи к отдаче энергии. (И стоимость тоже – куда деваться!). Но с точки зрения использования зарядных устройств их отличает то, что традиционный цикл зарядки для них не подходит.

Гелевая батарея легко закипает. А закипевший гель необратимо разлагается на жидкость, теряя свои свойства. Если у свинцовой батареи начало кипения еще не означает конец ее службы, то у гелевой означает. Поэтому при зарядке гелевой батареи необходимо очень внимательно следить за температурой батареи. Алгоритм зарядки гелевых батарей управляется либо через отслеживание изменения электрических параметров батареи, либо – что чаще – через датчик температуры, имплантированный в клемму зарядки. Но в любом случае, обычное ПЗУ для зарядки гелевых батарей не подходит.

ОБЫЧНОЕ ПЗУ для зарядки гелевых батарей НЕ ПОДХОДИТ!

Правда, необходимо заметить, что очень многие потребители, которые думают, что у них на автомобиле гелевая батарея, заблуждаются. На гелевую технологию должен указывать значок GEL. Гелевые батареи уже потеснили своих предков на дорогой технике, где емкость является важнейшим параметром – на погрузочных электрокарах, в пусковых (да-да!) беспроводных устройствах и некоторых других устройствах. Но вот в автомобилях чаще всего стоят все-таки AGМ, которые принимают за гелевые. (Ну разве может в очень дорогом автомобиле стоять не самая дорогая батарея?! Может!).

Никель-кадмиевые батареи широко распространены в качестве накопителей энергии таких систем как солнечные батареи, аккумуляторные системы запасного питания и пр. Доминировали они в аккумуляторном инструменте, но их быстро выбивают литиевые. Причина в том, что никель-кадмиевые батареи имеют специфику цикла разряда-заряда. Эти батареи желательно перед зарядкой полностью разрядить, а потом зарядить до определенного уровня, после чего «довести» пониженным током до полной зарядки. Для этого, как Вы догадываетесь, нужно устройство с соответствующим алгоритмом. Обычное ПЗУ его не обеспечивает.

Параллельное и последовательное подключение батарей

Те, кто сталкивается с такой задачей, как правило, имеют достаточный уровень знаний и подготовки. Это специалисты аккумуляторных компаний, автобаз, автосервисов Поэтому здесь же только приведу небольшой ликбез для менее опытных пользователей. Достаточно запомнить определение и аксиому:

  • Параллельным подключением называется такое подключение, когда все одноименные полюса батарей соединяются вместе. При этом суммирования напряжения не происходит, а вот ток суммируется – как отдаваемый, так и потребляемый. Пример: для зарядки одной «жигулевской» батареи емкостью 55Ач требуется зарядное устройство, имеющее 12-вольтовый режим и максимальный ток не менее 5,5А. Для зарядки 10 таких батарей, соединенных параллельно, требуется устройство, имеющее 12-вольтовый режим и максимальный ток не менее 55А.

  • Последовательным подключением называется такое подключение, когда отрицательный полюс одной батареи соединяется с положительным следующей и так далее по цепи. При этом происходит суммирование напряжения всех последовательно подключенных батарей, а вот ток остается без изменения. Пример: для зарядки одной «жигулевской» батареи емкостью 55Ач требуется зарядное устройство, имеющее 12-вольтовый режим и максимальный ток не менее 5,5А. Для зарядки 10 таких батарей, соединенных последовательно, потребовалось бы устройство, рассчитанное на 120-вольтовый режим (такого не бывает) и максимальным током не менее 5,5А.

Что при последовательном, что при параллельном соединении допускается одновременно заряжать только абсолютно одинаковые АКБ, имеющие одинаковый уровень заряда

то при последовательном, что при параллельном соединении допускается одновременно заряжать только абсолютно одинаковые АКБ, имеющие одинаковый уровень заряда. Если уровень заряда будет отличаться, то при параллельном подключении батарея с более высоким уровнем напряжения станет заряжать батарею с более низким уровнем заряда. Сама она при этом будет, разумеется, разряжаться. При последовательном подключении через батареи потечет один и тот же ток зарядки. Если батареи будут заряжены неодинаково или, тем более, будут разного номинала напряжения, правильно подобранный для одной батареи ток зарядки окажется губительно высоким или, наоборот низким для других батарей цепи.

Регулировка силы тока. Режим BOOST.

Как уже упоминалось выше, при регулировке силы тока заряда мы в действительности регулируем напряжение. А ток, который потечет через батарею, - следствие разницы в уровне напряжения между источником заряда и батареей.

В трансформаторной технике изменение напряжения происходит «шагами». Трансформатор имеет несколько выводов вторичной обмотки. Каждая последующая пара выводов добавляет ко вторичной обмотке некоторое количество витков, пропорционально увеличивая напряжение на выходе Переключая ручку силы тока, Вы замыкаете цепь на разных выводах. Чем больше витков во вторичной обмотке, тем выше выходное напряжение.

В инверторном ПЗУ регулировать уровень напряжения на выходе можно плавно, варьируя сигнал управления транзисторами. Поэтому на инверторном устройстве можно подобрать значение выходного напряжения (а с ним и тока заряда) более точно.

Практически на всех зарядных устройствах нулевое (не путать с режимом «Выкл»!) или минимальное положение заряда соответствует уровню напряжения 12,5В. Т.е. разряженная батарея будет заряжаться даже в таком положении зарядного устройства. Для выставления оптимального тока (равного 1/10 емкости батареи) ручку (или кнопки) силы тока перемещают в более высокое положение, увеличивая уровень напряжения на выходе ПЗУ. Пропорционально поднимается сила тока, текущего через батарею.

Многие трансформаторные пуско-зарядные устройства унаследовали от своего прототипа от известнейшего итальянского концерна т.н. режим BOOST. Под столь интригующим названием скрывается банальная зарядка очевидно повышенным напряжением в течение непродолжительного времени. Продолжительная зарядка повышенным током вредит батарее. Краткая тоже не приносит пользы, но позволяет за 10-15 минут «оживить» полностью «сдохшую» батарею, после чего можно воспользоваться режимом «Пуск». Сдохла все та же «жигулевская» батарея, а у Вас нет режима Boost? Поставьте ее на 10-15 минут заряжаться током ампер 7-8. И у Вас получился режим Boost!

Если бы с режимом запуска все было бы также просто, как и с режимом зарядки, стартовые токи пусковых устройств, скорее всего, были бы также стандартизированы, как емкость батарей. Увы, это невозможно.

Если автомобиль не способен запуститься от собственной батареи, ему, а точнее этой самой батарее, нужно «добавить» недостающую для запуска силу тока. Но вот сколько именно добавить, будет зависеть от разных обстоятельств. И один и тот же автомобиль для запуска при разных условиях потребует от ПЗУ совершенно разного «добавочного» тока. Сколько именно, будет зависеть от:

  1. Используемого масла.

  2. Температуры окружающей среды.

  3. Состояния аккумуляторной батареи.

Второй фактор сильно влияет на первый и особенно третий. Масло на морозе густеет. А батарея – даже новая и полностью заряженная - теряет емкость и, соответственно, силу стартового тока, которую она может отдать.

В идеале разряженную батарею следовало бы отогреть и зарядить. Т.е. с точки зрения аккумулятора комбинация «зарядное устройство + продолжительное время на зарядку» предпочтительнее комбинации «пуско-зарядное + 15 минут на зарядку». Совсем без зарядки обойтись можно, только если батарея замерзла или разрядилась не совсем «в ноль». («В ноль» в кавычках, потому что даже полностью разряженная батарея будет иметь напряжение отнюдь не нулевое).

СТАТЬЯ. Правила подключения и запуска ПЗУ.



ИНВЕРТОРНЫЕ ПУСКО - ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ПР-ВА РОССИЯ - КОМПАНИИ BESTWELD

пзу инверторное i620 bestweldНовые ПЗУ инверторного типа серии Autostart i620/i520 выполнены на базе российских сварочных аппаратов.
Функционально они идентичны традиционным трансформаторным ПЗУ Autostart производства КНР, но превосходят их по ряду параметров:
1. Многократно компактнее и легче.
2. Обеспечивают плавную регулировку тока заряда, а не ступенчатую.
3. В режиме запуска позволяют вращать стартер в течение значительно более продолжительного времени.
4. Цена ниже.
Температурный диапазон эксплуатации у инверторных ПЗУ такой же, как у трансформаторных – от -400С до +400С. Хотя диапазон температуры постоянного хранения несколько уже: от -200С до +250С.
Так же как и традиционные трансформаторные ПЗУ Autostart, инверторные Autostart i-RUS пригодны для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.




 

купить в розницу можно в интернет - магазине ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ.РУ